Журавлева Лариса Борисовна, воспитатель МДОУ д/с №5 г. Касли

Проект по экологии « Волшебная водичка» в первой младшей группе «Матрешки»

Проект по экологии « Волшебная водичка»

 в первой младшей группе «Матрешки»

МДОУ д/с №5 «Малыш» г. Касли КМР

Вид проекта: Познавательно-исследовательский.

Цель проекта: Формирование наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста через игры с водой путем создания благоприятной обстановки.

Методические задачи проекта:

1) Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.

2) Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.

Участники проекта:  дети младшей группы «Матрешки»;

воспитатели младшей группы Журавлева Л.Б.; родители.

Срок реализации проекта: 2 месяца (январь – февраль 2023г.)

Актуальность проекта: Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Очень радует, что среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровья – это, в первую очередь, вопрос качества жизни. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Но такие игры проводятся далеко не каждый день. После них приходится долго наводить порядок. Но ребенок получает от них массу полезных впечатлений. По соображениям безопасности играть с водой ребенок должен только в присутствии взрослых. Во время игр обязательно нужно все комментировать словами, что делает и видит ребенок. Обращайте внимание детей на то, как «ведут себя» в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями и без них. Помните, что для детей вода – это полезное лекарство.

Формы проведения: Наблюдения, эксперименты, занятия, беседы с детьми и родителями.

Пояснительная записка:

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка – дошкольника.

Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержания наблюдения что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать.

 Эта проблема стала перед нами. Игры с водой благодатно действуют на детей. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание.

Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.

 Игры с водой один из самых приятных способов обучения.

Проблема проекта состоит в формировании реализации методов и форм наблюдения с помощью игр с водой у детей младшего дошкольного возраста.

Предполагается, что влияние этих игр с водой можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Все это делает игру особенно интересной и волнующей для детей младшего дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по развитию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.

- Подобрать дидактический материал для проведения экспериментальной работы.

- Осуществить психолого-педагогическую диагностику по наблюдательности детей младшего дошкольного возраста.

2 этап - Основной

- Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов воспитательного процесса по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.

3 этап - Заключительный

- Осуществить психолого-педагогическую диагностику по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.

- Проанализировать и оценить результаты работы по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.

Планирование работы:

Образовательные области

Методы и приемы

«Познавательное развитие»

Беседы : «Какую роль играет вода в жизни человека?» ;

«Круговорот воды в природе»;

«Какую роль играет вода в жизни  животных, рыб и птиц?»;

«Что мы знаем о воде»;

«В гостях у капельки».

Поисковая деятельность:

«У  воды нет запаха и вкуса»,

«Вода  умеет впитываться»,

«Вода бывает холодная, теплая, горячая»,

«Что растворяется в воде?»,

«Лёд – это вода»,

«Снег – это вода»,

«Иней – это вода»

Эксперименты и  опыты:

«Превращение  снега  в  воду», «Цветные  льдинки»,

«Тонет – не  тонет», «Как  растения  пьют  воду», «Воду  можно  окрасить в другой цвет или сделать  грязной»

Эксперимент «Воздух под водой»

Эксперимент с трубочками

Практическая деятельность и трудовые поручения:

Наблюдения на прогулке за облаками,

За  снегом, льдом, инеем, снегопадом, за испарением воды, за рябью на воде

Работа в уголке природы: полив комнатных растений, помощь воспитателю   ( смена воды в аквариуме , мытье поддонов для цветов, мытье игрушек, стирка кукольного белья)

«Развитие речи»

Беседы : «Какую роль играет вода в жизни человека?» ;

«Круговорот воды в природе»;

«Какую роль играет вода в жизни  животных, рыб и птиц?»;

«Что мы знаем о воде»;

«В гостях у капельки».

Заучивание потешки «Водичка… »

Чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино  горе»,

Чтение сказки «Заюшкина избушка»

А.Барто «Девочка  чумазая»,

Чтение стихов, загадок, пословиц  о  воде.

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование  водой ( водные  раскраски);

Рисование «На полянку , на лужок тихо падает снежок»

Лепка «Мы  скатали  снежный  ком»;

 Аппликация «Снеговик».

Прослушивание песенок о воде, и ее состояниях.

«Физическое развитие»

Подвижные  игры: Солнышко и дождик, «Снежки», «Земля и вода»,

 «Ходят  капельки по кругу»,

«Зонтики»,

«Я тучка, тучка, тучка…»,

«Тучка и капельки»,

 «Рыбак и рыбки»,

«Через речку, через речку перейдем»

пальчиковые игры - упражнения с водой.

«Социально коммуникативное развитие»

 Дид. Игры «Купание куклы Кати»

 «Пускаем кораблики»

 «Постираем кукле платье»;

 «Уход за комнатными растениями»;

 «Солнышко, солнышко выгляни в окошечко»

 «Снежинка в гостях у ребят»,

«Где спряталась рыбка?»

Игры-забавы: «Пускание  мыльных пузырей», «Мы  капитаны»,

 «Уточки  плавают»;

 «Ловись, рыбка!»

Игры в центре  песка и воды«Пирожки  для  куклы  Кати», «Строим  башню»

Игра (ТРИЗ )«Вода хорошо – вода плохо»

Игры-опыты «Мы ученые» (ТРИЗ)

На определение вкуса воды.

 На определение прозрачности воды.

Какую форму принимает вода.

Чем пахнет вода?

Различные состояния воды.

Работа с родителями

Рекомендации по  наблюдению за водой в природе.

Показать детям в домашних условиях, где можно использовать воду. Что растворяется в воде?

Рассказать о разных агрегатных  состояниях воды в природе( лед, снег, иней)

Уход за комнатными растениями и животными дома.

Изготовить дневники наблюдений за водой.

Оформление книжек – малышек «Кому нужна вода?»

Заучивание  стихотворений и потешек о воде.

Чтение художественной литературы: «Заюшкина избушка»,стихи  А.Барто «Кораблик». «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «»

Участие в изготовлении снежинок

Консультации для родителей: «Осторожно, гололед!»

 

Ожидаемые результаты: От нашего проекта, мы ожидаем того, что дети больше узнают о воде, ее свойствах, значении и назначении. И это будет более интересно узнавать, потому что все происходит во время игры с водой. Ребенок будет воспринимать информацию с удовольствием.

 

Список литературы:

1. В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова «В стране здоровья» М., Мозаика- Синтез. 2011г. – 75с.

2. В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС. 2005.- 136с.

3. В. Сотникова. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА- ПРЕСС, 2002.-216 с.

4. О. Соломенникова.Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г. 

14 марта 2023 в 16:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.