Журавлева Лариса Борисовна, воспитатель МДОУ д/с №5 г. Касли

Конспект родительского собрания во второй младшей группе по теме : ” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте”.

Конспект родительского собрания во второй младшей группе по теме : ” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте”.

Подготовка к собранию:

Анкетирование родителей.

Вопросы анкеты направлены на выявление степени обладания навыками самообслуживания у ребенка .

Оформление группы.

Оформление стенгазеты :” Я умею сам !!!”.

(Включает в себя фотоматериалы с изображением детей в процессе выполнения различных действий по самообслуживанию : одевание, раздевание, мытье рук, прием пищи.)

Изготовление красочного приглашения на родительское собрание.

(Коллективная аппликация “Почтовый голубь, с письмом- приглашением в клюве”- совместная творческая работа детей с воспитателями.)

“Уважаемые родители!

Приглашаем вас на родительское собрание (дата и время)

Вместе мы порассуждаем над темой :

” Формирование навыков самообслуживания”.

Мы ждем встречи с вами и надеемся на тесное сотрудничество в деле воспитания ваших детей!”

Изготовление индивидуальных приглашений для родителей.

( Маленький почтовый голубок.)

Мамочка и папочка! Приглашаю вас на родительское собрание (дата и время). Приходите и узнаете про меня много интересного!

Давай будем одеваться…

Давай будем одеваться…

Я сама! Я сама!

Пойдем, будем умываться…

Я сама! Я сама!

Ну идем, хоть причешу я…

Я сама! Я сама!

Ну давай хоть покормлю я …

Я сама! Я сама!

2. Основная часть.

Уважаемые родители! Проанализировав ваши анкеты мы пришли к выводу, что наибольшие трудности вызывает формирование навыков одевания и раздевания – остановимся на этом поподробнее.

Вы, наверняка, припомните среди своих знакомых такую маму: она водит малыша и на рисование, и на ритмику, и на английский. Они постоянно куда-то спешат и опаздывают. И, конечно, такая мама не может позволить ребенку такую роскошь, как самому одеться, застегнуться, обуться . Потому что, по ее мнению, это пустая трата времени: “ Провозится полчаса, а одевать все равно мне придется – так лучше я сразу это сделаю”.

Как вы считаете: а может действительно эта мама права? Ведь большинству малышей в этом возрасте все еще не хватает ловкости, а смотреть на их труды – тяжелое испытание.

(Проводится дискуссия по этому вопросу.)

Уважаемые родители! Вы совершенно правы. Совершенно очевидно, что ребенку в дальнейшем, как бы не сложилась его судьба – станет ли он фигуристом, или художником, умение одеваться- раздеваться, застегивать пуговицы понадобится в любом случае.

Мало того, самоощущение малыша, его уважение к себе базируются именно на этих фундаментальных навыках – навыках самообслуживания!

Они для него важнее любых других, ибо они основа его независимости.

5. Оформление красочных памяток с фотографиями детей

5. Оформление красочных памяток с фотографиями детей

“ Как сформировать навыки самообслуживания”.

6. Оформление карточек с высказываниями великих людей , с пословицами, посвященными воспитанию самостоятельности.

Подготовка музыкального материала.

Ход собрания.

Звучит приятная музыка.

На столах, расставленных по кругу, выставлены карточки с именами, отчествами родителей, памятки, а также – листы бумаги, карандаши.

Вступление.

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста заключается в постепенном приучении его к самостоятельности.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто, особенно в 3 года, они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать: “Я сам!”

Звучит магнитофонная запись стихотворения И. Муравейка “Я сама!” в детском исполнении.

И мамы, которые пытаются препятствовать самостоятельности ребенка при овладении навыками самообслуживания, сохраняют за собой “ключевые позиции”, удерживают ребенка в зависимом состоянии, несомненно наносят вред своему ребенку.

Если малыш не отличается сильным характером и бойцовскими качествами, он может сдаться и позволит одевать себя чуть ли не до школы.

Как мы уже отметили, готовность и решимость осваивать навыки самообслуживания большинство детей демонстрируют где-то в возрасте трех лет, в период одного из кризисов взросления с доходчивым названием “Я сам!”. У ребенка появляется устойчивое желание самоутвердиться. И подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя!

Конечно, пятилетний ребенок выучится быстрее. Но за эти годы он может утратить главное – желание учиться. Стимулы исчезают, теряются. Ведь трехлетка будет безумно горд, когда впервые застегнет сам молнию на куртке. Пятилетний же, освоив это мастерство, ничего не почувствует. И в самом деле, в пять лет-то чем тут гордиться? Это все сверстники давно умеют.

Мини- итог:

формировать навыки самообслуживания надо вовремя, необходимо поощрять стремление ребенка к самостоятельности.

3. Практическая часть.

Итак, давайте будем учиться вовремя и вместе. Дети – элементарным навыкам самообслуживания.

Мы – последовательности, методичности и терпению. 

А терпения как раз порой и не хватает…

А терпения как раз порой и не хватает…

Давайте рассмотрим некоторые примеры из жизни.

Трехлетний Максим с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец, после долгих усилий колготы почти надеты , но… наизнанку. Мать прекращает как она говорит “эту бесцельную возню”, быстрым движением, не скрывая раздражение, стягивает с него колготы и натягивает их уже сама.

Малыш поднимает крик:”Сам! Я сам!”

Мать строго говорит :”Сиди спокойно! Не умеешь, а кричишь”сам”.

Вопросы:

Правильно ли поступила мама? Каковы последствия такого поведения мамы? Бывали ли подобные ситуации у вас? Как вы выходили из них? Как лучше вести себя в таких ситуациях?

( Мама поступила неправильно, мама может отбить у ребенка всякое стремление к самостоятельности, в последствии ребенок может вырасти пассивным , ленивым.

Правильнее было бы обыграть ситуацию :” Ой, смотри какие глупые колготочки – перевернулись наизнанку! Давай им поможем – вывернем их обратно”. )

Другая ситуация.

Кате 3,5 года, она категорически отказывается сама одеваться. Аргументирует свой протест тем, что она еще маленькая.

Почему так происходит? Посоветуйте, как быть родителям в сложившейся ситуации.

( Вероятно, в какой –то момент родители перехватили инициативу по одеванию- раздеванию в свои руки, не поддержали стремление к самостоятельности.

Можно данный процесс превратить в увлекательную игру : вот змея заползает в нору(одевание колгот, носок), вот поезд едет через туннель( натягивание свитеров и футболок через голову). Можно поиграть в прятки. Одежда закрыла лицо – где наш малыш?

Можно данный процесс превратить в увлекательную игру : вот змея заползает в нору(одевание колгот, носок), вот поезд едет через туннель( натягивание свитеров и футболок через голову). Можно поиграть в прятки. Одежда закрыла лицо – где наш малыш?

В процессе игры ребенок сможет незаметно для самого себя перехватить инициативу, почувствовать желание одеваться самостоятельно.)

4. Работа с памятками.

На ваших столах памятки.

Прочитайте их пожалуйста. Что для вас явилось новым? С каким из выводов вы согласны? С каким из советов вы не согласны? Почему?

Памятка по формированию навыков самообслуживания.

Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка Поощряйте , хвалите своего ребенка даже за небольшие достижения. Необходимо правильно руководить действиями детей, проговаривать что, как и в каком порядке делать Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит Старайтесь поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка Используйте игровые ситуации Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя

(Комментарий к памятке по 4 пункту :

нет смысла затевать самостоятельное одевание утром, если вы спешите на работу.

Ребенку необходимо успешно довести дело до конца, чтобы почувствовать гордость, а вам необходимо спокойствие, чтобы это ему позволить и без раздражения помочь).

Надеемся, что памятка поможет вам в деле воспитания ваших детей.

А сейчас мы предлагаем вам поделиться с нами достижениями вашего ребенка. Предлагаем вам сыграть в игру:

5. Слово-эстафета.

Родители должны продолжить начатое воспитателем предложение:

“ Мой ребенок умеет или делает…..”

Для большей организованности предложить родителям передавать друг другу небольшой предмет.

Какие замечательные малыши!

6. Острое блюдо.

Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в “Конфеты” раздаются родителям под музыку. Отвечают по желанию ( на ответ 1-3 мин.) , если вопрос достался родителю, не желающему отвечать, то он вправе передать вопрос дальше.

Марину забирает бабушка, которая очень любит помогать. Даже если Марина сама одевается, бабушка так и рвется помогать.

В результате ребенок стал бегать за помощью по поводу каждой мелочи в одежде.

( Попросить бабушку не делать этого, этим она не помогает, а развивает в ребенке неуверенность в своих силах.)

Андрюше 2 года 10 месяцев, он умеет мыть руки, вытираться полотенцем – делает это с удовольствием, используя при этом стишки и потешки.

С одеванием возникают проблемы – как его заинтересовать?

( Варианты игр мы рассматривали ранее. Возможен такой диалог:

Что это такое? - Штаны! - отвечает ребенок. - Штаны? А для чего они? - Надевать. - Надевать -O- А как это? )

На улице похолодало, стали одевать теплую одежду и начались капризы – колготки не одену, штаны не хочу и т.п. Когда одеваю сама – успокаивается. Что произошло?

(Возможно, теплые вещи не подходят для самостоятельного одевания: штанишки маловаты, колготки сделаны из теплого, но неудобного материала. Ребенку просто физически трудно одеть эти вещи).

Собиралась с дочкой на улицу. Дала ей одежду. А сама пошла на кухню. Через 15 минут вернулась – она не только не оделась, но и все вещи перепутала. В саду одевается сама. Почему так получилось?

(Ребенок нуждается в подробных словесных объяснениях, а возможно и непосредственной помощи, воспитатель в саду проговаривает как, что и в каком порядке надевать. Оставшись один ребенок растерялся.)

7. Высказывания великих людей.

На каждом столе лежат карточки с пословицами, высказываниями великих людей по теме воспитания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом родители знакомятся с содержанием каждой карточки.

“Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, т.е. существом со свободной волей”.

Гегель – немецкий философ

“Конечная цель всякого воспитания – воспитание самостоятельности посредством самодеятельности”.

Дистервег – немецкий педагог

“Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, которые не нуждаются в воспитании.”

Фазиль Искандер – абхазский писатель, поэт.

“Воспитание – это процесс, в начале которого ребенка учат говорить, а в конце молчать.”

Левинсон - американский афорист

“Воспитание – это наука, обучающая наших детей обходиться без нас”.

Легуве – французский писатель

“Из всех творений самое прекрасное- получивший прекрасное воспитание человек.”

Эпиктет - древнегреческий философ

Поверьте не стареющей примете: век плачут избалованные дети.

Отец не научил – чужой дядя не научит. Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься. Детки хороши- отцу и матери венец,

Худы – отцу и матери конец.

8. Подведение итогов.

Что ж сегодня у нас появилась уверенность в том, что мы можем помочь нашим детям стать более самостоятельными, уверенными в своих силах.

В заключении определяем тему следующего собрания,

сроки его проведения. А также предлагаем родителям ответить на вопросы анкеты , раскрывающие положительные и отрицательные стороны проведенного родительского собрания.

Чаепитие. 

14 марта 2023 в 16:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.