Журавлева Лариса Борисовна, воспитатель МДОУ д/с №5 г. Касли

Проект «Инклюзивная среда в образовательной организации» Пояснительная записка

МДОУ Детский сад №5 «Малыш»

Челябинская область, Каслинский район,

г. Касли

Воспитатель высшей квалификационной категории

Журавлева Л.Б.

Проект «Инклюзивная среда в образовательной организации»

Пояснительная записка

Инклюзивное интегративное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребёнка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, повышения квалификации и переподготовки для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный и устойчивый характер.

Другим условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования.

Инклюзия – это серьезная интеллектуальная, организационная и эмоциональная работа, которая требует настоящей отдачи от всех субъектов образовательного процесса в контексте институциональных изменений.

 

 

 

Актуальность создания экспериментальной площадки

В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая дошкольное образование.  В МДОУ Детский сад №5 «Малыш» число лиц дошкольного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно 5 % от общего состава дошкольников.

Опираясь на прогнозирование, число дошкольников с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения при организации и содержании среды, в которой будут находиться дошкольники.

 

Краткая аннотация проекта

Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе Детского сада №5 «Малыш» г. Касли. Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду дошкольного учреждения. В результате реализации проекта педагоги дошкольного учреждения освоят технологию создания организации и содержания среды для детей с особыми образовательными потребностями. Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательном дошкольном учреждении по индивидуальной программе обучения, успешной их социализации к школе. Дошкольники получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности, при правильной организации и содержании окружающей их среды.

Проект будет реализован через вовлечение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся по средствам создания вокруг дошкольников соответствующей среды и условий.

Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов дошкольного учреждения, в состав которой войдут администрация дошкольного учреждения, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели группы. Всего в проекте будут принимать участие 8 педагогов и 1 дошкольник с ограниченными возможностями здоровья.

Длительность проекта определяется медицинскими показаниями дошкольника, индивидуальной траекторией обучения. Предложенную нами модель инклюзивного образования можно будет использовать в других дошкольных образовательных учреждениях.

В будущем, это поможет в решении возникшей российской проблеме постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному, адекватному способу интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в школу, а дальнейшем в современное общество.

Актуальность проекта

Детский сад №5 «Малыш» посещает 151 ребенок в возрасте от 1.5 до 7 лет. Из них 1 – ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Дошкольник обучаются интегрировано в группе по общеобразовательной программе + блок образовательной программы для компенсирующей группы детей с ОВЗ, разработанной СП Детский сад №5 «Малыш», на основе программы «Детство» Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. С 01 сентября 2020 года будут обучаться  1 ребенок – по программе для возраста 5-6 лет.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо в полном объёме создать условия для реализации образовательных потребностей. На начальном этапе создан дошкольный психолого- медико-педагогический консилиум (ПМПк) из трёх педагогов дошкольного учреждения, медицинской сестры и психолога. Из узких специалистов в дошкольном учреждении работает психолог  и учитель-логопед. Специалисты работают по программе психокоррекции речевой коррекции для дошкольников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений соответствующего вида. Специалисты находится в штате. Ведутся дневники сопровождения, ведется работа психолога с обучающимися.

С детьми с ограниченными возможностями здоровья в 2020- 2021 учебном году будут работать 8 педагогов. 50% педагогического коллектива понимают и принимают ситуацию. 50% коллектива не видят перспективы такого образования, в связи с тем, что отсутствует видение результата, возникает вопрос: как дети смогут обучаться в школе. В связи с этим необходима помощь не только в подготовке педагогического коллектива к работе в условиях инклюзии, но и создании условий. Таким образом, в проекте участвуют 8 педагогов, они же члены команды. Обязанности распределены между членами команды. Необходимым остается квалифицированная помощь не только в составлении рабочих программ, но и в качественном ведении консилиума. Ранее консилиум проходил в режиме совещания. Анализ организации и создания условий обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования. Инклюзия дошкольников с ОВЗ в образовательное пространство сада скажется положительно на формировании толерантного поведения дошкольников, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы дошкольникам и педагогам для достижения успеха. Дошкольное учреждение реализует следующие программы обучения: общеобразовательная программа + блок образовательной программы для компенсирующей группы детей с ОВЗ, разработанной СП Детский сад №5 «Малыш», на основе программы «Детство» Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева

Дошкольника со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие дети в саду в процессе реализации его особых образовательных потребностей. В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе для детей с ОВЗ) организована кружковая работа различной направленности. В ходе реализации проекта по созданию организации и условий окружающей среды таких дошкольников планируется:

 - создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);

- повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки с проведением семинаров и приглашением специалистов отделения коррекционной педагогики;

- распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых семинарах, конференциях, через стажировки.

Цель и задачи Программы

Целью программы является создание условий для получения образования по полной общеобразовательной, дополнительной с учетом индивидуально- образовательной программы дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья).

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:

повышение степени реализации принципов доступности и качества образовательных услуг для детей дошкольного возраста с особыми нуждами; разработка и реализация концептуальных основ развития инклюзивного образования в рамках региональной образовательной системы; организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках включения их в среду общеобразовательного дошкольного учреждения; создание специальных условий реализации образовательных потребностей дошкольников с ОВЗ (образовательные программы, технологии их реализации, система управления ИО РОС); организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников дошкольного образовательного учреждения, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья; создание системы мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья, наличия условий для получения ими дошкольного образования.

Ресурсное обеспечение проекта

Обеспечение успешности реализации «Модели дошкольного учреждения инклюзивного образования» определяется следующими имеющимися оптимальными условиями:

материально-техническая база:

- одно здание кирпичное двухэтажное, рассчитанное на 151 воспитанников. Имеются следующие функциональные группы помещений: вестибюль; помещения:

- общего образования, включающие игровые комнаты и спальни для воспитанников, полностью оборудованы и укомплектованы.

- кабинеты, оснащенные информационными технологиями и техникой;

- физкультурно-оздоровительный (спортивный зал, оснащенный гимнастическими снарядами). Оборудована спортивная площадка и зона отдыха;

- административно – бытовые (кабинет заведующего, старшего воспитателя);

- хозяйственного обслуживания.

Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а также дополнительный верхний свет.

Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, 4 умывальника.

 В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение.

Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование:

учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Дошкольное учреждение обеспечено в полном объёме учебно-методическим комплексом для реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2020-2021 учебный год.

кадровый состав.

–педагогическими кадрами – 100%.

Имеют:

 Высшее образование – 50%,

среднее специальное – 50%.

Из них:

С высшей категорией категорией – 50 %,

С первой категорией – 30%

соответствуют должности– 20%.

Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Стратегия достижения поставленной цели.  

Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация дошкольного учреждения в рамках внутрисадовского контроля и инициативная группа.

Отчет о работе заслушивается на педсоветах (два раза в год), заседаниях МО воспитателей (два раза в год), заседаниях инициативной группы.

Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:

Первый этап (с 08.04.2020-31.06.2020) - создание инициативной группы воспитателей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию. Второй этап (с 01.07.2020-30.09.2020) – диагностические мероприятия, создание группы воспитанников с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри дошкольного учреждения, курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации. Третий этап (с 31.10.2020-28.05.2021) - проведение коррекционных, индивидуальных занятий, реализация программ обучения по инклюзии воспитателей, использование здоровьесберегающих технологий, работа специалистов по устранению и коррекции нарушений в развитии ребенка. Работа методической службы по созданию условий для процесса инклюзивного обучения и воспитания. Сбор материала для мониторинга результатов обучения воспитанников данной категории.  

План реализации проекта «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении» МДОУ Детский сад №5 «Малыш» г. Касли  2020-2021 учебный год

Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:

1. Повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;

2. Материально-техническое и организационное обеспечение;

3. Создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

4. Создание в дошкольном общеобразовательном учреждении толерантной среды.

Дошкольное образовательное учреждение с инклюзивной группой решает следующие задачи:

1. Создание единой психологически комфортной образовательной среды для дошкольников, имеющих разные стартовые возможности;

2. Обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации дошкольников с особенностями развития на этапе дошкольного воспитания и обучения;

3. Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

4. Преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;

5. Постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

6. Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья дошкольников;

7. Социально-трудовая адаптация дошкольников с особыми образовательными потребностями.

№/№

Мероприятия

Исполнители

2020/21

1.

Внесение изменений в уставы и локальные акты дошкольного учреждения

Администрация

Август 2020г.

2.

Внесение изменений в штатное расписание ДОУ

Заведующий

Август 2020г.

3.

Разработка и совершенствование блока «Инклюзивное образование» в программе развития дошкольного образовательного учреждения

Администрация

Август 2020г.

4.

Создание компьютерной базы данных дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах. Корректировка базы 3 раза в год

Администрация

Сентябрь –декабрь 2020г.

5.

Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов ДОУ

Старший воспитатель

Сентябрь 2020г.

6.

Создание сетевого взаимодействия ДОУ с ЦВР, разработка планов совместной работы ДОУ, заключение договоров

Администрация ДОУ

Сентябрь-декабрь 2020г.

7.

Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития дошкольников, нуждающихся в инклюзивном образовании

Старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед

2020-2021 уч. год

8.

Создание и организация работы творческой группы по инклюзивному образованию

Администрация, педагогический коллектив

Май- август 2020уч.год

9.

Организация и проведение педагогических советов «Система компетенций детей с особыми образовательными потребностями», «Современные возможности организации инклюзивного образования в дошкольном общеобразовательной учреждении», мастер-классы по вопросам инклюзивного образования «Особенности работы с семьёй ребёнка, имеющего особые образовательные потребности, при организации воспитательно-образовательного процесса»

Администрация, педагоги группы «Солнечные зайчики»,  педагог-психолог, учитель-логопед

январь- май 2021уч.год

10.

Изучение и обобщение опыта работы воспитателей по системе инклюзивного образования

Администрация, воспитатели.

В течении всего 2020-2021уч.года

11.

Проведение заседаний дошкольных методических советов по вопросам организации и реализации инклюзивного образования в ДОУ

Администрация, руководители МО

В течении всего 2020-2021уч.года

12.

Организация досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов (кружковая работа)

Педагоги ДОУ

В течении всего 2020-2021уч.года

13.

Анализ годового плана ДОУ с целью корректировки деятельности педагогического коллектива по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детьми-инвалидами.

Администрация, руководители МО, воспитатели

Март 2021г.

14.

Укрепление материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения для реализации программы инклюзивного образования

Администрация

В течении всего 2020-2021 уч.года

15.

Разработка и принятие ежегодных планов сетевого взаимодействия с учреждениями и организациями

Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед

Сентябрь 2020г.

16.

Взаимодействие с отделом социальной защиты населения, органами опеки и попечительства с целью сверки списков детей-инвалидов, состоящих на учёте

Администрация

В течении всего 2020-2021 уч.года

17.

Участие педагогической и родительской общественности в мероприятиях  «Шкатулка для родителей», «В мире сказки побываем…», «Мы вместе», «Улыбка согревает сердце» в рамках программы инклюзивного образования

Администрация, воспитатели, инструктор по физической культуре

В течении всего 2020-2021 уч.года

18.

Организация работы совета учреждения, родительской общественности по формированию и развитию толерантного отношения к процессам интеграции и инклюзии.

Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед

В течении всего 2020-2021 уч.года

19.

Проведение родительских собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах интегрированного и инклюзивного образования

Администрация, педагоги

В течении всего 2020-2021 уч.года

20.

Организация работы по информированию родителей о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед

Декабрь 2020- апрель 2021уч.год

21.

Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного образования

Администрация

В течении всего 2020-2021 уч.года

22.

Организация работы дошкольного психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПк) с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям

Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед, мед.сестра

В течении всего 2020-2021 уч.года

23.

Участие в конкурсах творчества воспитанников на различных уровнях.

Старший воспитатель

В течении всего 2020-2021уч.года

24.

Составление индивидуальных программ сопровождения воспитанников с особенностями психофизического развития.

Педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед

Август – сентябрь 2020г.

25.

Проведение коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели

В течении всего 2020-2021уч.года

26.

Ознакомление родителей с особенностями организации коррекционно-педагогической помощи их детям, индивидуальными программами сопровождения, расписанием коррекционных занятий.

Педагог-психолог, учитель-логопед,

Сентябрь 2020 – январь 2021уч.год

Внутренний мониторинг планируется проводить через социологические, педагогические и психологические анкеты по итогам полугодий с целью диагностики и динамики развития воспитанников. В практической деятельности планируется взаимодействие с дошкольными учреждениями г. Касли, а так же со школой №25, и №24.

 

 

 

Практическая значимость результатов проекта

1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения.

2. Педагоги получат опыт работы с воспитанниками с ОВЗ.

3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных, к дальнейшему обучению в школе.

4. Обучение станет более доступным для дошкольников, испытывающих проблемы в здоровье.

5. Родители смогут быть активными участниками образовательного и воспитательного процесса.

6. Воспитанники дошкольного учреждения приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.

2 мая 2023 в 21:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.